Лицензия на образовательную деятельность N 041058
Развитию техники речи оратора, чёткому произношению слов и фраз, дикции помогают русские народные скороговорки. Оратору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.
Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении оратора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит ведущий, и увидеть картины, которые оратор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли. Как научиться говорить красиво? - Работайте над скороговорками для развития речи!
1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
***
2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.
***
3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
***
4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.
***
Скороговорка - это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слоГосочетаниях и слоВосочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками. Работа над скороговорками - это очень хорошая, очень полезная тренировка дикции. Ошибочно думать, что надо добиваться предельно быстрого темпа. Это не всегда так.
Занимаясь трудноговорками, как и во всей работе над дикцией, к каждому оратору требуется индивидуальный подход. Если у вас речь замедленная, то, путем тренировки, нужно добиваться быстрого темпа, к которому надо переходить постепенно. Если же у вас быстрая речь от природы, то тут требуется тренировка в предельно медленном темпе. И это, обычно, значительно труднее, чем читать скороговорку в быстром темпе. Занимаясь скороговорками требуется, прежде всего, разобраться в ее содержании, точно знать, что нужно сказать этим текстом. Начинать произносить трудноговорку нужно в очень медленном темпе.
Самые сложные слова надо произносить по несколько раз в медленном темпе. И делать это, пока они не зазвучат свободно, легко, без всякого напряжения, но в то же время осмысленно. Во время чтения скороговорки, неверным и даже вредным является бессмысленное произнесение ее по слогам. Никакой пользы это не приносит, а только тяжелит речь, лишает ее естественности и легкости. Главное, это разобраться в её содержании. А зная точно мысль, текстом этим нужно действовать. Скороговорки произносят в двух или трех темпах, по мере надобности. Тем ораторам, у которых речь быстрая, нужно работать в двух темпах: медленном и убыстренном. Людям же, у которых речь замедленная - в трех темпах: медленном, убыстренном и очень быстром.
Работают над скороговорками в такой последовательности: вначале читают их как они написаны, в "чистом" виде, без всякого изменения. Затем, когда оратор овладеет и медленным и быстрым темпами, переходят к скороговоркам с более трудными словосочетаниями, с повторениями и перестановками отдельных фраз и слов.